Концепция развития

tmk-2областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования

профессионального училища №19 г.Тейково 

на 2011-2015 годы

Введение

Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности — с повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Ивановской области в средне- и долгосрочной перспективе.

Сегодня отсутствуют механизмы, обеспечивающие связь развития человеческого потенциала с ростом благосостояния граждан. Образование, которое не сказывается на успешности граждан и эффективности экономики, не может считаться качественным. На решение этих задач направлена федеральная образовательная политика модернизации образования.

Социально-экономические особенности современного этапа развития Российской Федерации и Ивановской области объективно требуют качественного совершенствования системы профессионального образования. Сохранение взгляда на образование как на дешевую «непроизводственную сферу» является одной из важнейших причин сдерживания темпов социально-экономического развития региона. Существует острая необходимость создать условия для становления региональной системы профессионального образования как ресурса социально-экономического развития Ивановской области и благополучия граждан.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики Ивановской области.

Концепция развития системы профессионального образования Ивановской области (далее — Концепция) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция Российской Федерации,
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,
  • Поручение президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 года № Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»,
  • Закон Ивановской области от 27.05.2005 г. № 93-ОЗ «Об образовании в Ивановской области»,
    • Устав ОГОУ НПО ПУ№19 г.Тейково – приказ Департамента образования Ивановской области от 12.11 2009 г. №1071.

Как же адаптировать систему профессионального образования к новой политической, социальной и экономической реальности? Как решить проблему финансово-материального обеспечения ОУ? Как совершенствовать существующую систему и как стратегически спланировать деятельность ОУ Ивановской области? Эти и другие вопросы особенно волнуют в настоящее время.

Объектом Концепции является: ОГОУ НПО ПУ№19 г.Тейково Ивановской области.

Предметом является: современное состояние и тенденции развития ОГОУ НПО ПУ№19 г.Тейково Ивановской области.

Цель: исследование состояния, функционирования, и развития ОГОУ НПО ПУ№19 г.Тейково Ивановской области.

Гипотеза: условия и тенденции развития ОГОУ НПО ПУ№19 г.Тейково Ивановской  области зависят от предъявляемых к нему требованиям, а также от успеха адаптации к современной действительности.

Задачи:

  1. Охарактеризовать современное состояние системы ОГОУ НПО ПУ№19 г.Тейково Ивановской области.
  2. Выявить  основные проблемы ОГОУ НПО ПУ№19 г.Тейково и попытаться найти пути их решения.
  3. Выделить основные направления развития ОГОУ НПО ПУ№19 г.Тейково.

Современное состояние и проблемы ОГОУ НПО ПУ№19 г. Тейково

ОГОУ НПО ПУ№19 осуществляет подготовку квалифицированных рабочих и специалистов с получением среднего (полного) общего и начального профессионального образований. Обучение идет по 6 направлениям подготовки. Преобладает доля профессий швейного и строительного профилей, сферы обслуживания. В связи с изменениями, происходящими в экономике, ПУ№19 проводит работу по открытию новых специальностей, возрождаются забытые профессии. В 2010 году осуществлен набор обучающихся по профессии «Продавец, контролер-кассир», в 2011 году – по профессии «Закройщик».

В последние годы имеет место тенденция уменьшения численности обучающихся.

Количество выпускников школ г.о.Тейково и Тейковского района снижается. Незначительный рост количества выпускников предполагается в 2012 году:

Год Класс Количество выпускников школ
г.о. Тейково Тейковский район
2009 9 228 115
2010 9 247 83
2011 9 238 98
2012 9 275 78

 

Год Класс Количество выпускников школ
г.о. Тейково Тейковский район
2009 11 315 65
2010 11 234 50
2011 11 159 40
2012 11 230 36

Доля выпускников школ, поступивших на начальное профессиональное образование в среднем составляет: на базе 9 классов — 28,7% от всех выпускников; на базе 11 классов — 8,2%.

С другой стороны, молодежь в большинстве не мотивирована на получение рабочих профессий, а зачастую и не информирована о реальной ситуации на рынке труда.

Остаются нерешенными и такие проблемы, как:

  • общеобразовательная школа сегодня перестала выполнять функции профессиональной ориентации обучающихся на выбор профессий и специальностей с учетом их реальной потребности на рынке труда. Многие молодые люди убеждены, что образование, получаемое в училище, дает более низкий социальный статус, нежели вузовское
  • моральное и физическое старение оборудования и технологических процессов и невозможность без посторонней помощи их обновить, что приводит к большим трудностям в подготовке квалифицированных рабочих кадров по современным технологиям;
  • дефицит инженерно-педагогических кадров, «старение» и текучесть кадров (особенно мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин). В училище не хватает социального педагога, психолога. Одной из причин недостаточного кадрового обеспечения является низкий уровень заработной платы и отсутствие льгот социального характера;
  • уровень квалификации выпускников не в полной мере устраивает работодателей. Требуются рабочие кадры повышенного уровня квалификации.

Основные предпосылки реализации Концепции 

Основываясь на анализе деятельности училища за последние годы, рассматривая возникшие проблемы с точки зрения их разрешения, можно сделать вывод, что училище может успешно функционировать и развиваться в дальнейшем. Для этого необходимо выполнять определённые условия, решить ряд стратегических задач:

  1. разработка новых образовательных программ, соответствующих государственным образовательным стандартам нового поколения, потребностям рынка труда, перспективам развития экономики и социальной сферы в г.о.Тейково и Тейковском районе;
  2. выполнение государственного заказа на подготовку рабочих кадров, расширение практики прямых договоров с предприятиями и частными лицами, службами занятости населения, удовлетворение кадровых потребностей отраслей экономики области;
  3. создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодёжи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников;
  4. увеличение объёмов учебно-производственной деятельности и платных образовательных услуг, привлечение дополнительных внебюджетных средств и реинвестирование их в учебный процесс;
  5. оптимальная организация учебного процесса с учётом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей;
  6. повышение качества теоретической подготовки на основе дальнейшего совершенствования учебно-программной документации, соответствие содержания программ базовому уровню образования обучающегося;
  7. дальнейшее внедрение системы мониторинга качества обучения обучающихся по группам, каждого обучающегося внутри группы;
  8. совершенствование методической службы в училище;
  9. повышение качества производственного обучения на основе дальнейшего совершенствования учебно-программной документации с учётом требований Госстандарта;
  10. проведение обучения педагогических работников по повышению педагогического мастерства как внутри училища, так и с привлечением работников ИРО;
  11. совершенствование стажировки мастеров п/о и преподавателей специальных дисциплин на предприятиях;
  12. совершенствование воспитательного процесса, создание условий для развития личности и реализации её индивидуальных возможностей;
  13. внедрение в учебный процесс новых информационных технологий;
  14. сохранение и укрепление учебно-материальной базы;
  15. социальная и правовая защита обучающихся, детей-сирот, инженерно-педагогических работников;
  16. расширение масштабов и повышение уровня общественной поддержки ПУ№19 на основе развития сотрудничества образовательного учреждения с социальными партнерами.

В связи с недостаточностью областного финансирования учебного процесса продолжить работу по привлечению внебюджетных средств на нужды училища. Источники финансирования:

— средства, полученные за представление жилищных услуг;

— средства, полученные за дополнительные платные образовательные услуги;

— средства, полученные от реализации продукции учебного заведения;

— средства, полученные за изготовление заказов населения в мастерских училища;

— привлечение спонсорской помощи.

Одним из важнейших требований к образовательному учреждению является обеспечение безопасности обучающихся, что в широком смысле включает в себя не только устранение угроз жизни и здоровью, но и психологический комфорт, отсутствие унижения человеческого достоинства и наличие возможностей восстановления справедливости в случае нарушения прав. В ПУ№19 хорошая оснащенность медицинским оборудованием, средствами предупреждения пожаров и пожаротушения, приборами освещения, оборудованием столовой, постоянно обновляется учебное оборудование.

Интенсивное развитие сферы профессионального образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий является важнейшим приоритетом. Информатизация профессионального училища №19 понимается как обновление содержания, методов и организационных форм обучения, достижение новых учебных результатов, модернизация всех сторон жизни профессионального учреждения.

Цель и задачи развития ОГОУ НПО ПУ№19 г.Тейково Ивановской области на 2011-2015 годы

Развитие профессионального образования в ОГОУ НПО ПУ№19 осуществляется усилиями Департамента образования Ивановской области,  всех органов власти области, совместно с общественностью.

Цель развития ОГОУ НПО ПУ№19 — создание условий для формирования интеллектуально- развитой, профессионально ориентированной  личности, с глубокими,  прочными и качественными знаниями, способной гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий, требований рынка труда, путем эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Для реализации указанной цели необходимо решение следующих основных задач:

  1. Переход училища ОГОУ НПО ПУ№19 в статус профессионального лицея.
  2. Работа со школами по вопросам допрофессиональной подготовки.
  3. Развитие инновационной деятельности по вопросам управления качеством профессиональной подготовки в системе НПО и компьютеризация учебного процесса.
  4. Совершенствование и модернизация учебно-материальной базы как фактора оперативного отклика на потребность рынка труда в тех или иных специалистах и в соответствии с требованиями Госстандарта нового поколения.
  5. Совершенствование структуры и содержания профессионального образования, направленные на удовлетворение потребностей населения в профессиональных образовательных услугах и отраслей экономики области в квалифицированных кадрах.
  6. Обновление форм и методов учебно-воспитательной работы с целью более полной реализации творческого потенциала подростков, повышения их уровня культуры и формирование здорового образа жизни.
  1. Расширение перечня образовательных и других дополнительных услуг населению.
  2. Повышение эффективности кадрового обеспечения профессионального образования.
  3. Создание системы содействия трудоустройства выпускников.
  4. Повышение уровня средней заработной платы инженерно-педагогических работников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.

Основными путями достижения цели выступают:

  1. Эффективное использование внутренних ресурсов.

2. Расширение базы экспериментальной деятельности по основным направлениям Концепции, использование инновационного потенциала образовательного учреждения.

3. Мониторинг текущих перспективных потребностей рынка труда в кадрах.

 Основные направления развития ОГОУ НПО ПУ№19 г.Тейково Ивановской области

  1. Обеспечение нового качества образования

Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться:

  • формирование контрольных показателей приема с учетом прогноза потребностей рабочих кадров;
  • радикальное улучшение учебно-материальной базы образовательного учреждения; оснащение учебных кабинетов и мастерских за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности;
  • применение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • увеличение объема подготовки, переподготовки, повышение квалификации высвобождающегося и незанятого населения;
  • привлечение социальных партнеров для решения задач профессионального образования.
  1. Развитие системы воспитательной деятельности в образовательном учреждении

В профессиональном училище №19 успешно развивается ученическое самоуправление, создаются разнообразные воспитательные системы.

Большое внимание уделено реализации гражданско-правового воспитания, здоровьесберегающих технологий.

Развивается система летнего отдыха и занятости обучающихся.

  1. Развитие содержания и структуры учебно-производственной деятельности

Развитие содержания и структуры учебно-производственной деятельности предполагает выполнение следующих мероприятий:

  • совершенствование работы по профессиональной ориентации обучающейся молодежи;
  • совершенствование механизма социального партнерства с работодателями;
  • определение условий и факторов, обеспечивающих формирование личности будущего специалиста, удовлетворяющих требованиям стандарта, профессиональной квалификационной характеристики, уровню совместного развития производства;
  • формирование отбора содержания программного материала, устранение устаревшей  и  лишней информации, устранение дублирования при изучении дисциплин на разных уровнях обучения;
  • развитие мониторинга по уровням усвоения программного материала, поиски путей улучшения профессиональной подготовки;
  • совершенствование системы содействия трудоустройства выпускников;
  • расширение ассортимента продукции и услуг, предоставляемых населению;
  • реализация образовательных программ профессиональной подготовки взрослого населения по востребованным профессиям и специальностям.
  1. Сохранение и развитие кадрового потенциала

Решению этой задачи будет способствовать проведение следующих мероприятий:

  • стажировка инженерно-педагогического состава образовательных учреждений на базе профильных предприятий и организаций;
  • развитие системы стимулирования успешной профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения;
  • совершенствование методической работы, обобщение и использование передового педагогического опыта педагогов училища и области.
  1. Увеличение объемов внебюджетной деятельности

Для модернизации материально-технической базы учебного заведения и совершенствования системы стимулирования работников училища необходимо определить дополнительные источники получения финансовых средств. Решение данной проблемы заключается в следующем:

— сотрудничество с центрами занятости населения и расширения перечня услуг по профессиональной подготовке, переподготовки, повышения квалификации незанятого населения;

— сотрудничество с предприятиями и организациями по повышению квалификации рабочих и служащих;

— совершенствование услуг, оказанных населению;

— увеличение объема и ассортимента продукции, выпускаемые учебными мастерскими.

  1. Развитие материально-технической базы образовательного учреждения

Для развития материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования предполагается:

  • реализация мероприятий по оснащению образовательного учреждения оборудованием для кабинетов профессионального цикла, общеобразовательных предметов, мастерских и лабораторий;
  • оснащение пищеблока образовательного учреждения современным технологическим оборудованием;
  • реализация мероприятий по улучшению санитарно-бытовых условий обучающихся, проживающих в общежитии
  • совершенствование материально-технической базы для проведения внеклассной работы;
  • оснащение спортивного зала современными тренажерами, оборудованием и инвентарем.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение привлекательности учебного заведения для молодежи, формирование сознательного отношения молодежи к выбору рабочей профессии обеспечит приток выпускников общеобразовательных школ в учебное заведение, окажет значительное влияние на сохранение контингента обучающихся.
  1. Развитие социального партнерства. Привлечение предприятий-работодателей к управлению учебным заведением (разработке региональных компонентов ГОС, учебно-программной документации по профессиям, критериев профессиональной подготовки, оценке качества подготовки рабочих кадров) позволит повысить качество подготовки выпускников.
  1. Открытие в училище новых социально-значимых для Ивановской области профессий.
  1. Достижение заданного качества подготовки выпускников соответствующего требованиям ГОС НПО, повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда.
  1. Совершенствование учебно-материальной базы, внедрение в учебный процесс инновационных технологий.
  1. Создание оптимальных условий для профессионального образования и трудоустройства.
  1. Повышение уровня обученности и воспитанности обучающихся.
  1. Укрепления связи училища с субъектами рынка труда и образовательных услуг.

Возможные риски процесса реализации Концепции

Эффективность обучения в ПУ№19 снижают и затрудняют:

  1. Проблематичность финансирования материально – технической базы, а интенсификация образовательного процесса невозможна без модернизации технических средств обучения, которые призваны повышать эффективность обучения, воспитания и развития, усиливать их здоровьесберегающий аспект;
  1. «Старение» педагогических кадров и недостаточность притока молодых кадров приводят к угрозе психоэмоционального «выгорания»;
  1. Опасная тенденция к сокращению контингента обучающихся вследствие демографического спада;
  1. Низкий уровень мотивации учения и самоустранение многих родителей, занятых вопросами заработка выживания, от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Для минимизации влияния рисков на подготовку конкурентоспособных рабочих в училище проводится следующая работа:

  • расширение перечня социальных партнёров;
  • укрепление материально-технической базы из различных источников финансирования (бюджетные, внебюджетные средства, оказание спонсорской помощи социальных партнеров);
  • расширение перечня подготавливаемых профессий в соответствии с заявками работодателей;
  • совершенствование содержания образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов на основе инновационных технологий;
  • использование инновационных, в том числе информационных технологий в учебном процессе;
  • создание кабинетов ПЭВМ с выходом в Интернет;
  • системная профориентационная работа через муниципальные общеобразовательные учреждения (МОУ), средства массовой информации, родителей, работодателей;
  • повышение квалификации руководителей и педагогических работников;
  • привлечение родителей, работодателей к решению социально-экономических вопросов училища.